Блог Гуманной школы

Может ли человек вырасти нравственным в стерильных условиях?

Иногда поступает такой запрос от родителей: а давайте вот этого выгоним и еще, пожалуй, вот этого...

А то они какие-то не очень благостные: этот домашние задания не делает, а этот вообще слова говорит нехорошие!

И вдруг наши дети об них испачкаются, научатся плохому и станут негодяями, не делающими домашние задания и говорящими нехорошие слова...

У нас тоже одно время была такая иллюзия: вот сейчас мы возьмем хороших детей, а нехороших не возьмём, и будем с хорошими нюхать цветы, и вырастут они солнышками на радость людям.

И оказалось, что так не работает.

Не появляется нравственность, если нет работы совести, а работа совести есть только там, где есть выбор, как тебе поступить: нравственно или безнравственно.

И поступив безнравственно, человек может услышать голос совести, это, вообще говоря, единственный способ его услышать.

И услышав этот голос, испытав муки совести, человек становится хорошим человеком не потому что вокруг одни зайчики скачут, а потому что у него внутри реальные ценности появились.

Потому что он имеет чёткие внутренние представления: что такое хорошо, и что такое плохо.

Как говорят апостолы гуманной педагогики: "Мы не гордимся сильными учениками, мы гордимся слабыми, которых сделали сильными".

А как слабый может стать сильным?

Только изнутри это может произойти, только через внутреннюю работу.

А в стерильных условиях такого не случится.